Обмоточный провод для ремонта электродвигателя
Работа по перемотке электрического двигателя во время ремонта необходима для восстановления его эксплуатационных свойств. Для этого необходимы обмоточные провода, у которых разные марки, производимые промышленностью. На сайте компании N-KABEL представлен широкий выбор товаров электротехнического назначения, среди которых вы найдете нужный обмоточный провод определенного сечения, изоляцией и материалом токоведущей жилы. Все изделия, производимые «Новакабель», соответствуют ГОСТам и ТУ, подходят под международные стандарты ISO. Гарантированное качество обеспечит безопасную эксплуатацию любого механизма. Все значимые свойства проводов – влагостойкость, морозостойкость, устойчивость к механическому воздействию и нагреванию – отвечают высоким требованиям. Разнообразный ассортимент продукции, представленной на сайте, позволит сделать выбор и получить материалы для тех видов работ, которые вам необходимо произвести.
Изоляционные материалы обмоточных проводов
Требований, предъявляемых к материалам много, необходимо, чтобы они соответствовали ГОСТам или ТУ. Плотность и равномерность – главный момент в наложении изоляции.
- Специальная телефонная или кабельная бумага накладывается вокруг проводов с сечением прямоугольного вида и применима для обмотки трансформаторов;
- Хлопчатобумажные нити или шелк, по сравнению с бумажной обмоткой, более устойчивы к механическим воздействиям, но в диаметре толще. Волокна наматывают несколькими слоями, либо переплетают;
- Обмотка из искусственных волокон – капрона и лавсана;
- Минерал волокнистого строения асбест стойкий к нагреванию. Стекло не подвержено воздействию кислот и воды;
- Эмали. Провода с такой изоляцией применяются в двигателях, генераторах. Защитный слой тонкий, влагостойкий, в этом достоинство эмалевого изоляционного материала.
Несколько слоев составляют комбинированную изоляцию. Например, внутри эмаль, а затем волокнистый слой.
Материал токоведущей жилы
Диаметром токопроводящих жил оцениваются обмоточные провода. Это основной параметр. В большинстве случаев провода изготавливают из алюминия и меди. Медь имеет меньшее по сравнению с алюминием удельное сопротивление, поэтому нагревается меньше. Хорошо проводит ток. К минусам можно отнести высокую цену изделий из меди. Сплавы на основе алюминия используются не очень давно. По сравнению с медной проволокой, вес и стоимость его меньше. Высокое сопротивление сплавов становятся преимуществом. Выбирать продукцию нужно в соответствии с тем, в каком устройстве они будут использоваться.
Разнообразие заканчивается двумя формами сечения: круглой и прямоугольной. Круглая берется для механизмов с небольшими нагрузками, прямоугольная – при нагрузках повыше. При маркировке используют буквы М для медных жил, А – для алюминиевых. Затем стоит площадь сечения самой жилы в миллиметрах квадратных. Существуют однопроволочные и многопроволочные провода. У последних делают скрутку, придавая сечению круглую форму. Провода из меди механически прочные, не подвержены атмосферным явлениям и химическим реагентам. Если их не изолировать, со временем они покроются окисью. Алюминиевые провода бывают только многопроволочными. В отличие от медных, они больше подвержены воздействию химических реагентов. Трансформаторы, дроссели, электромагнитные реле обматываются медными проводами. Диаметр зависит от плотности тока, сопротивления обмоток, удобства при работе и степенью надежности. Тонкие с диаметром менее 0,07 мм стоят дороже, сложны при наматывании и не совсем надежны.
Марки обмоточных проводов
Маркировка показывает, какой использован материал для жилы и изоляции. Первая буква «П» обозначает «провод». Это для медных проводов, для обозначения алюминиевых проводов добавлена буква «А» (ПЭВА). Мягкий проводник идет под литерой «М», твердый – «Т». Например, ПЭМТ – медный провод, проволока твердая; ПЭММ – мягкая проволока. Изоляция тоже обозначена буквами. Например, Л – из лавсана, ЭВ – высокопрочная поливинилацетатная эмаль. Д – состоит из двух слоев. В случае комбинированного вида изоляции, обозначаются слои в порядке начиная от самого первого – внутреннего. ПЭЛШО – провод из меди, внутренний слой – эмаль на масляной основе, внешний – однослойная оплетка из шелка. АПСД – алюминиевый, изоляция двойная стекловолоконная, сверху пропитка клеем глифталевым, термостойким.
Требования к обмоточным проводам
Изолирующий слой покрывает обмоточный провод равномерно. Для перевозки используют бухты, бобины или барабаны, в зависимости от марки и размера. Намотка плотная, равномерная, не спутанная. По марке и размерам провода соответствующее число отрезков в бухте. При транспортировке изоляционному слою необходима защита. Тяжесть контейнера с проводом не превышает 80 кг. Все параметры указаны на ярлыках, прикрепленных к барабанам или катушкам. Хранить нужно на складах с низкой влажностью.
Как выбрать обмоточный провод для ремонта и перемотки электродвигателя
Выбирая изделие, руководствуемся следующими критериями:
- Какой класс нагревостойкости: высокая скорость вращения механизма не предполагает использование проводов с покрытием эмалью. При 160 – 170⁰С защитный слой может расплавиться;
- Изоляция определенной толщины: при повышенной влажности не берут толстый слой – волокнистый или комбинированный;
- Учитываются требования к прочности, влагостойкости, морозостойкости, устойчивости к химическим веществам.
Какой провод вам необходим для ремонта, узнаем из маркировки двигателя по следующим параметрам:
- Номинальные рабочие характеристики – потребляемый ток, мощность, напряжение, число оборотов и т.д;
- Необходимое количество проводов для одного паза;
- Диаметр сечения токопроводящей жилы (изоляция не учитывается);
- Диаметр статора внешний и внутренний;
- Количество пазов;
- Шаг обмотки;
- Размер ротора и т.д.
Обращаясь к экономической стороне вопроса, нужно помнить, что львиная доля затрат на ремонт электродвигателя состоит из стоимости проводов для обмотки. А цены на провода одинаковых размеров зависят от марки.